Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров (АППСИМ) обратилась к Минсвязи и ФАС с просьбой рассмотреть возможность внедрения в России на сетях операторов связи систему «STIR/SHAKEN», которая должна будет защитить граждан от спам и мошеннических звонков с поддельных телефонных номеров, а также позволит бороться с ложными
сообщениями о минировании различных объектов.
Количество голосового спама с каждым годом увеличивается, однако большая часть абонентов не жалуется на него в надзорное ведомство — Федеральную антимонопольную службу.
Согласно ежегодному отчету Truecaller Insights опубликованному 3 декабря 2019 года, в этом году Россия за год переместилась в топе стран с наибольшим числом спам звонков с 9-го на 17-е место. Крупнейшими спамерами нашей страны остаются банки и финансовые службы. В России наблюдается рост мошеннических звонков, причем в них уличили и компании, и частных лиц, которые притворяются представителями банков, чтобы выманить у жертвы конфиденциальную
информацию.
Увеличивается и количество звонков с поддельных номеров пользователеям от мошееников,
которые представляются банками. По данным Центрального Банка РФ, за лето мошенникам удалось
подменить как минимум 198 банковских номеров. Скольким людям с них было совершено звонков — неизвестно.
По данным TelecomDaily из 600 минут разговора в месяц у одного человека 30 мин уходит на получение голосового спама.
Голосовой спам опасен тем, что он отрывает граждан от текущих дел и после получения подобного звонка людям сложнее вернуться в рабочий процесс. Кроме того, существует высокий риск того, что после подобного звонка граждане попадутся на слова мошенников и потеряют свои денежные сбережения. Среди частых звонков — предложения получения бесплатной юридической
консультации, переходе на новых тариф от оператора связи, оформление кредитной карты,
вложение денег в акции или другие активы, предложение покупки билетов на концерты. Также
злоумышленники пользуются возможностью подмены номеры, чтобы совершать анонимные звонки с ложными сообщениями о минировании зданий.
В этой связи вб АППСИМ обратились с просьбой внедрить в России на сетях операторов связи технологию
«STIR/SHAKEN», работу над которых начал Альянс для телекоммуникационных отраслевых
решений (ATIS). Фактически происходит создание «цифрового отпечатка звонка». Если телефонный
звонок будет передаваться без этого «цифрового отпечатка», то оператор связи поймет, что номер телефона абонента подделан и в случае, если в России будет принято соответствующее изменение
в законодательство, сможет заблокировать данный звонок.
В начале декабря 2019 года Канадская комиссия по вопросам радио, телевидения и
телекоммуникаций (CRTC) постановила внедрить с сентября 2020 года данную технологию на сетях связи местных операторов связи.
Учитывая масштабы проблемы голосового спама просим Вас рассмотреть возможность
внедрение этой технологии, а также использование других средств для борьбы с голосовым спамом.
Кроме того, просим Вас дать оценку действиям некоторых операторов связи по предоставлению платной услуги борьбы со спам звонками. Такая услуга опасна теме, что оператор связи может стимулировать пользователей подключаться к этому платному сервису, инициируя
проход в свои сети звонков с предложением различных услуг. Конечно, не обязательно они будут
делать, но создается высокий риск того, что это может произойти.