Федеральная антимонопольная служба РФ направила в Генпрокуратуру жалобу Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) на рекламу в сети Xiaomi Ads.
В АППСИМ поступило несколько жалоб от пользователей на рекламные объявления, которые отображаются в фирменных приложениях компании Xiaomi, после чего нами было проведено исследование софта, встроенного в их смартфоны.
Компания Xiaomi в операционную систему Android своих фирменных смартфонов встраивает приложения собственного производства «Очистка» и «Безопасность», которые нельзя удалить без получения Root-прав, т. е. обычные пользователи не могут самостоятельно удалить эти приложения.
Приложение «Безопасность» позволяет оценить уровень защищенности устройства от вирусов и прочих уязвимостей, а при нажатии пункта «Очистка» пользователя перебрасывает в одноименный сервис. Он ведет анализ всех файлов, скачанных на телефон, и предлагает пользователю избавиться от «Мусора», т. е. файлов, которые, по мнению Xiaomi, не представляют ценность для пользователя, но занимают свободное место на устройстве. После удаления «Мусора» в приложении «Очистка» появляются рекламные объявления, размещаемые через рекламную систему Xiaomi Ads.
К сожалению, в Xiaomi уделяют очень мало внимания модерации рекламы, в результате чего пользователи видят откровенно мошеннические объявления, ведущие на скам-ресурсы, на которых у пользователей обманом выманивают деньги, заставляя совершить платеж за несуществующую услугу.
Среди объявлений, например, была реклама с изображением президента России Владимира Путина с текстом: «Президент обязал «Газпром» выплатить от 45 000 каждому»; другое объявление с фотографией главы «Газпрома» Алексея Миллера и текстом: «А. Миллер рассказал о возможности получения дохода для граждан РФ. Узнай, как начать зарабатывать».
Такие объявления ведут на фишинговый сайт, где пользователя под разными предлогами просят ввести данные банковской карты, например для оплаты госпошлин или услуг юриста. Заплаченные деньги уходят в карман злоумышленникам, а доверчивые граждане не получают обещанных выплат.
Также нами был зафиксирован и другой тип рекламы, которая имитировала системные оповещения смартфона. Например, реклама, на обложке которой написано: «Внимание. Найдено 99 угроз на телефоне. Игнорировать. Очистить». Вне зависимости от того, на какую кнопку нажать, пользователя все равно переводило на страницу Google Play, где можно скачать приложение, которое должно «защитить» его от опасности.
В рекламной сети Xiaomi рекламы букмекерской конторы c текстом: «1000 р., 5000 р., 10 000 р. Сколько заработаешь ты? Забрать». В этом объявлении, по нашему мнению, усматриваются признаки нарушения ч. 2 ст. 27 закона «О рекламе», согласно которой не допускается реклама «основанных на риске игр, пари в сети интернет».
По данным Минцифры, в России зарегистрировано 304 млн устройств мобильной связи, т. е. по два телефона на каждого жителя страны, включая грудных детей. При этом компания GS Group оценивает число активных смартфонов примерно в 100 млн штук. По оценкам «Т-Ж», на Xiaomi приходится 25%, т. е. владельцы около 25 млн устройств могут быть «потенциальными потребителями» рекламных предложений.
До отключения рекламной сети Google Ads на YouTube регулярно появлялись аналогичные рекламные объявления. Тогда жалобы в ФАС на такую рекламу оказались неэффективными.
«В видеороликах, размещенных на сайте www.youtube.com, по ссылкам, указанным в обращении, отсутствуют какие-либо сведения о товарах и деятельности лиц, как объекте рекламирования, направленные на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к ним в целях продвижения на рынке. В этой связи указанные видеоролики, размещенные на сайте www.youtube.com, не отвечают законодательному понятию «реклама» и не являются рекламой», – ответили в марте 2020 г. в ФАС в ответ на жалобу АППСИМ в отношении рекламы в Google Ads, прокручиваемой на YouTube. А также порекомендовали пожаловаться в МВД на мошенническую рекламу.
В МВД не было возможности обратиться, так как для подачи заявления необходимо наличие пострадавшего, а их найти не удалось.
Мы не видели особого смысла искать пострадавших, так как доказать сам факт того, что именно из-за рекламы человек попал на мошеннический сайт, где его обманули, было бы почти невозможно.
Спустя три года после подачи жалобы в ФАС против мошеннической рекламы в Google Ads мы решили попробовать достучаться со второго раза до ФАС» и направили жалобу на рекламную сеть Xiaomi Ads. Мы просили ФАС провести проверку компании Xiaomi из-за систематических нарушений в их рекламной сети в приложении «Очистка», направить им обращение о недопущении показа рекламы, нарушающей действующее законодательство РФ, и в частности закон «О рекламе».
Газета «Ведомости. Технологии и инновации» обратились за комментарием в пресс-службу ФАС, где им рассказали, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, «распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, его продвижение на рынке».
«Информация, которая не отвечает указанным признакам, не является рекламой независимо от того, стоит ли на ней пометка «реклама», – рассказали в ФАС, добавив, что обращение с жалобой на мошеннические действия в мобильном приложении Xiaomi Ads было перенаправлено в Генеральную прокуратуру РФ.
Мы поддерживают решение ФАС перенаправить жалобу в Генпрокуратуру, так как мошенников нужно наказать в соответствии с действующим законодательством.
В ответ на запрос «Ведомости. Технологий и инноваций» в Генпрокуратуре сообщили, что обращение было перенаправлено в прокуратуру Москвы, запрос туда остался без ответа.
Очень странный отказ ФАС, на наш взгляд, ведь эти объявления соответствуют всем признакам закона «О рекламе». Если что-то выглядит как реклама, через это продвигается какой-то интернет-ресурс и под этим объявлением стоит отметка «реклама», то какие еще нужны признаки?