Ассоциация профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров провела исследование рекламы в браузере Opera, на котором показана реклама из их собственного рекламного сервиса Opera Ads. По итогам исследования были обнаружены признаки нарушения закона «О рекламе», жалоба на которую были направлены в ФАС.
В свой браузер Opera для телефонов на базе Android Компания встраивает рекламный модуль, в котором показывается реклама из рекламного сервиса Opera Ads. При открытии «Новой» или пустой вкладки браузера, появляется баннерная реклама, в том числе реклама, вводящая в заблуждение пользователей:
— реклама с логотипом «Газпрома» и текстом: «Газпром обязал выплатить 200 000 рублей каждому кто зарегистрируется», а также имитируется уведомление от приложения Сбербанка с информацией о том, что «Газпром перевел вам на карту: + 2000 000 руб» . Данная информация вводит пользователей в заблуждение и ведет на фишинговый сайт. В рекламе усматриваются признаки нарушения части 1 и 2 статьи 28 закона «О рекламе».
— реклама, с логотипом Госуслуг, флага России и текстом: Пройди тест и получи от государства 250 000 руб в месяц» . Данная информация вводит пользователей в заблуждение и ведет на фишинговый сайт. В рекламе усматриваются признаки нарушения части 1 и 2 статьи 28 закона «О рекламе». Также в соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Таким образом Компания через свою рекламную сеть Opera Ads и браузер Opera систематически вводит потребителей в заблуждение при распространении рекламной информации в своих приложениях.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 закона «О рекламе» недостоверной признается та реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Также согласно части 7 статьи 5 закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Такая реклама считается ненадлежащей.
Отдельно необходимо отметить, что “Газпром» официально заявляет, что не имеет отношения к подобной рекламе https://www.gazprom.ru/contacts/warning/
В этой связи АППСИМ просит ФАС провести проверку Компании из-за систематических нарушений через рекламную сеть Opera Ads в мобильном браузере Opera, направить им обращение о недопущении показа рекламы, нарушающей действующее законодательство РФ и в частности закона «О рекламе» и в случае продолжения нарушений запретить работу данной рекламой сети в России и заблокировать ее работу в России.